Про Валар
Меня по-прежнему нет, но мысли есть.
*нудным тоном лектора по политологии* Нам известны три прозрения Феанаро… тьфу, не с этого.
Вознамерилась написать про Валарсов, но, как это у нас заведено, все свелось к Сильмариллам. Вопросов, тоже как водится, больше, чем ответов.
Итак, взаимоотношения Феанаро с Валар напоминают странные качели, работающие по принципу кто кого дальше пошлет.
Этап 0. Статут. 1-0 в пользу Валар, Феанаро имеет все основания их, гм, подозревать. Не до конца доверять, как минимум.
Этап 1. Мир. 1-1, Феанаро частенько бывает у Аулэ, Тьелкормо — у Оромэ (с которым он дружил, не абы что; …Celegorm, who in Valinor was a friend of Orome).
Этап 2. Первое прозрение: Сильмариллы. Счет 2-2 — Феанаро создает Камни и… несет их показывать Валар. А, собственно, почему? Вряд ли что-то иное он им представлял для ознакомления.
Вопрос на сто тысяч мильонов крон: почему Феанаро никогда не беседовал с Морготом и не слушал его советов?
Если сложить факт небеседования, факт прозрения «близкого рока» и дальнейшую встречу в Форменосе (второе прозрение, о замыслах Моргота), то получается, что Феанаро сразу Моргота тихонечко подозревал.
Отдельно прекрасны две вещи: Моргот а) помогал трудом и советом эльдар и Валар; б) заявил потом, что наставлял Феанаро в величайшем из трудов (ясно, в каком. А вот когда это – потом?).
Этап 3. Непокой. Счет 3-2 — Феанаро изгоняют в Форменос.
Порядок событий (и это важно!) таков: Моргот рассказывает о землях, свободе и якобы плене — Феанаро, как и прочие, загорается желанием этой самой свободы и новых земель (но не больше!) — Моргот пускает ложь о свержении Финвэ и том, что Валар хотят прибрать Сильмариллы — и вот после этих слухов Феанаро начинает вести бунтарские речи против Валар. Именно на Камушки он был пойман. Только когда он начинает подозревать, что Камни хотят забрать — тогда и начинается собственно мятеж.
Я опущу сейчас дивную ссору, дивную зависть братьев и не менее дивный суд.
Этап 4. Второе прозрение: Форменос. Счет 4-2 — Феанаро крайне зол на Валар.
Настолько зол, что всерьез думал «можно ли доверять ему (Морготу) насколько, чтобы принять его помощь и бежать». И вот тут Моргот промахнулся: упомянул о Сильмариллах. После чего Феанаро его проклинает (!) и спускает с лестницы.
Этап 5. Исход. Счет 4-3 — отказ в Сильмариллах.
Речи Феанаро в Кольце Судеб логически продолжают его мысли, зародившиеся на этапе 3 под влиянием Моргота. Речи Валар опять же опустим. Феанаро вспоминает речи Моргота, и страх за Камни перебарывает ненависть к Морготу же! But if the Valar will constrain me, then shall I know indeed is of their kindred. Все. Единственное условие. Если Валар не посягают на Камни, они не враги (мини-клятва такая, да).
Этап 6. Речи в Тирионе. Счет 4-4.
Несмотря на то, что Камни вроде бы потеряны и Валар явно не собираются принуждать их отдавать, в речах звучит все та же тема: не родня ли им Моргот и как вообще жить в одной земле с родичами убийцы отца и вора сокровищ. Яду он, конечно, добавил изрядно, чего стоит один насмешливый эпитет jealous (зд.: бдительный, заботливый, ревностно оберегающий).
И тут Остапа понесло…
On the holy mountain hear in witness
and our vow remember, Manwë and Varda!
Занавес. Призывать в свидетели такой клятвы «родичей Моргота» — это даже не выверт сознания, это я затрудняюсь как определить. Логическое продолжение этих строк звучит в словах, адресованных Эонвэ: 1) обращение к Манвэ как к Верховному королю Арды 2) ну и грандиозное Foe of the Valar.
Угу, Моргот превратился из «родича Валар» во «Врага Валар» (с большой буквы причем) всего лишь за время сборов. Причем Манвэ во время этих сборов деликатно молчит. Зато рыдает, когда ему передают ответ Феанаро.
Странные отношения, честное слово.
А все-таки, зачем ему Сильмариллы…
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject